Калевала. Ключ к пониманию.
26 февраля день финно-карельского наследия. День эпоса Калевалы, насквозь пропитанного глубоким миропониманием.
Калевала – финно-карельский эпос, повествующий о борьбе народов благочестивой страны Калевалы и сумрачной Похьёлы.
«Калевала» — как она известна современному читателю — бережно обработанный и скомпонованный в единую книгу фольклорный материал, собранный в XIX-м веке Э. Леннротом среди карел и финнов. Они свято хранили древние руны, уходящие своими истоками в глубины времен, поэтому «Калевала» считается одним из древнейших эпических произведений человечества. Точная датировка большинства ее сюжетов вообще затруднительна.
Корни этого эпоса восходят к борьбе патриархата (Калевалы) с матриархатом (Похьёлой).
В самой Калевале нет правителя что указывает на их общинно-вечевой строй, а в Похьёле есть правительница ведьма Лоухи.
Калева — имя родоначальника богов (героев), действующих в эпосе, поэтому край, где они совершают свои подвиги, и называется КалевалоюОчевидно, Калева был идеалом и началом богатырской доблести.
Самым важной чертой героев Калевалы является их способность петь вещими волшебными словами. Исследователи обычно списывали это на образность текста. Однако ряд финно-угорских легенд прямо указывают на использование пения в обрядах. Герои эпоса обладатели разного кастового происхождения используют пение в своих делах. Ведь умение петь является особенностью достойного члена общества финно-угорских народов.
Похьёла – это Атлантида, сосредоточение всех благ, обитель лучших красавиц и колдунов с ведьмами. В эпосе нередко используется и другое название Похьелы, в частности, Сари-ола (от финского «саари» — остров). Многие события карело-финского эпоса происходят в этой далекой и таинственной северной стране, расположенной на острове.
Волшебная мельница сампо является предметом спора этих двух цивилизаций. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямейнена».
Хотя, загадочность, окружающая образ Сампо, довела самого Элиаса Леннрота до весьма оригинального предположения, о чем он писал в письме академику Гроту. Данная переписка представлена в первом томе Собрания сочинений Грота в 8 томах, изданном в Санкт-Петербурге в 1887-м году. Элиас Леннрот предполагал, что имя Похьелы означает не Лапландию, а Биар-мию и что Сампо есть «истукан» верховного бога би-армийцев Юмаллы (в «Калевале» он известен под именем Укко), наделенного большой магической силой. Би-армийцы называли «истукан» Сампо, от русских слов: сам бог.
Подобные точки зрения имеют право на существование, как, собственно, и многие другие, хотя нам представляется, что они не отражают сути этого загадочного «предмета и символа».
Попытки вразумительного объяснения, что же такое «Сампо», предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что Сампо — древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие.